телефон, Whatsapp, Viber
+7 (903) 190-12-24
телефон
+7 (916) 290-94-15
E-mail
info@alois.ru

Ручная художественная ковка: методы и приемы подготовки и обработки металла

Ручная художественная ковка: методы и приемы подготовки и обработки металлаРучная художественная ковка: методы и приемы подготовки и обработки металла

Одним из старейших ремесел является кузнечное дело. Кованые изделия широко применялись во многих сферах жизни человека. На Руси кузнечное дело получило распространение в двенадцатом   тринадцатом веках, когда зародились русские городские кузнечные ремесла.

В наше время тяжелую работу кузнеца во многом заменили машины, но осталась одна ветвь кузнечного дела, которую не способна заменить даже самая современная техника. Это   художественная ковка, превратившая кузнечное ремесло в один из видов прикладного искусства. Со времен древней Руси до наших дней дошли такие шедевры, как, например, выкованный из цельного куска железа боевой шлем Ярослава Всеволодовича. Многие дома и мосты Петербурга украшены коваными решетками, выполненными огромное количество лет назад мастерами кузнечного дела.

Металл словно оживает под руками талантливых кузнецов и превращается в настоящие шедевры кузнечного искусства. Витиеватые стальные кружева и замысловатые изящные фигурки используются для украшения архитектурных сооружений, в ландшафтном дизайне и как предметы домашней утвари.

Очень красиво и самобытно смотрятся кованые ворота, ограды, подсвечники, предметы мебели и украшения. Чтобы создать такие красивые вещи из твердого материала, требуется не только знание и понимание свойств металла, но и огромный талант.

Художественная ковка металла может быть осуществлена двумя способами:

  • холодным, когда заготовка обрабатывается молотом в холодном виде без предварительного нагрева;
  • горячим   для этого металл перед обработкой молотом прогревают определенное время до нужной температуры.

Холодная ковка, чаще всего, применяется при изготовлении ювелирных изделий из драгоценных металлов. Для изготовления более распространенных предметов обихода используется метод ручной художественной ковки горячим способом.

Способы термической обработки металла

Поскольку основным условием в горячей художественной ковке ручным способом является именно термическая подготовка и обработка металла, остановимся немного на свойствах металла и способах его нагрева.

Для каждого используемого в художественной ковке металла характерны свои индивидуальные особенности, исходящие из его химического состава и строения. В промышленном производстве учеными   металлургами разработаны специальные таблицы, которые позволяют вычислить, до какой температуры следует нагреть тот или иной металл, чтоб придать ему нужные свойства.

В ручной художественной ковке, выполняемой кустарным способом, не всегда бывает известен химический состав металла, и кузнец работает, полагаясь на собственный опыт и интуицию.

Основная градация, используемых в художественной ковке металлов   деление на виды стали: ковкую и инструментальную.

Именно сталь, обладающая пластичными свойствами, называется ковкой и идет на изготовление декоративных элементов. Для придания металлу ковкости и пластичности болванку прогревают в раскаленной до 720 градусов печи или горне. Эта процедура носит название отжиг. Затем ее медленно охлаждают, поместив в просеянную древесную золу. Подготовленная таким образом сталь становится тягучей и приобретает любую необходимую форму.

Для того, чтоб придать тягучесть прошедшей отжиг меди, ее, наоборот, надо резко охладить   поэтому раскаленную до 520 градусов болванку окунают в холодную воду. Для того, чтоб усилить охлаждающие свойства воды, в нее добавляют соляную кислоту или обычную пищевую соль.

Известно, что быстрее всего металл охлаждается в воде, чуть медленнее   в масле, и дольше всего   на воздухе. Чаще всего в воде охлаждают углеродистые стали; для охлаждения высоколегированных сталей достаточно охлаждения на воздухе, а легированные охлаждаются в масляной среде.

Особенности и приемы ручной художественной ковки металла

Ручная художественная ковка осуществляется с разогретым металлом, когда его прочность снижается в двадцать раз и максимально проявляются пластические свойства. Следует успеть придать заготовке нужную форму именно в промежуток времени, когда температура металла оптимальна для его обработки. Ведь каждый мастер знает, что перегретый металл теряет свою прочность при остывании, и при этом теряется качество готового изделия.

Художественная ковка, несмотря на изящество готовых изделий, представляет собой очень сложный процесс, требующий специального оборудования и инструментов. Основным оборудованием для обработки раскаленного металла является наковальня со многими дополнительными приспособлениями и выемками. Обработка металла производится кузнечными молотами разной формы и веса. Также обязательный кузнечный аксессуар   клещи для удержания заготовок и зубила для рубки и резки болванок.

В арсенале у каждого мастера есть свои приемы, которые он использует при работе с разогретым металлом:

  • Вытяжной метод. Раскаленный металлический прут, постепенно поворачивая вокруг оси, расковывают на наковальне вдоль всей длины. При этом он вытягивается и становится уже в сечении.
  • Метод осадки. Применяется с целью уменьшить длину заготовки, при этом она становится шире в обхвате. Чтоб уменьшить длину заготовки, ее с помощью щипцов удерживают на наковальне в вертикальном положении и мерными ударами молота по верхней части придают ей нужную длину, периодически выравнивая с боков.
  • Рубка. Когда заготовку необходимо разделить на несколько меньших по длине частей, ее прогревают в горне и затем на наковальне с помощью кузнечного зубила прорубают в нужных местах на три четверти исходной толщины. Затем переворачивают на другую сторону и прорубают ее до конца.
  • Гнутье. Для того, чтоб сделать необходимый изгиб на заготовке, применяются специальные приспособления на наковальне. В этом случае нагревается не вся заготовка, а только та часть, которая должна быть изогнута.
  • Метод выглаживания. Обработку выглаживанием проводят перед завершением работы, когда изделию необходимо придать совершенную форму без дефектов и вмятин. Допускаются едва уловимые неровности, которые свидетельствуют о самобытности изготовленного вручную изделия.
  • Украшение узором. Узор наносится практически в самом конце работы над изделием, когда на поверхность раскаленной детали молотом и зубилом наносятся определенные символы и орнаментированные узоры. От глубины нанесенного узора зависит и изменение фактуры заготовки, ее габаритов.
  • Метод скручивания. Очень часто в художественной ковке используются витые детали, полученные этим способом. Для того, чтоб скрутить раскаленный прут, один его конец зажимается в тисках, а другой поворачивается вокруг оси с помощью воротка. Скручивание одновременно нескольких прутов в одну деталь получило название свивка.
 

Цена изделий, полученных методом горячей художественной ковки, достаточно высока именно из-за тяжелых условий выполнения работы, трудоемкости и кропотливости процесса. Однако каждая вещь, выполненная таким способом, становится уникальным произведением искусства, и долгие годы служит украшением и предметом гордости для владельца.

8-08-2015, 02:36 / Полезные статьи

up