Кованые изделия сегодня применяются практически повсюду: перила и решетки, ворота и ограждения, скамейки и столики, беседки и мангалы часто включают набор кованых элементов. Но все эти предметы выглядят действительно идеально только тогда, когда они не только отлично справляются со своими прямыми обязанностями, но и служат достойным украшением интерьера.
С давних пор мастера художественной ковки пытались придавать своим изделиям богатый вид, и некоторые методы дошли до наших дней, например, в ковке часто встречается прием патинирования.
Патинирование представляет из себя процесс искусственного состаривания кованого элемента, достичь такого эффекта можно несколькими способами.
На заре становления художественной ковки, как искусства, патинирование осуществлялось в основном воздействием на металл различными химическими и механическими методами. Эти способы помимо неоспоримых достоинств (приобретение металлом в результате обработки стилизованного под старину дизайна) имели и ряд существенных недостатков:
Современные специалисты по художественной ковке в большинстве своём предпочитают другие способы. О технологии самого популярного из них – нанесения на металл специальной краски – мы и поговорим в данной статье.
Перед началом работы необходимо приготовить изделие:
Для последующего патинирования кованого изделия подходят следующие виды красок:
Алкидные. Алкидные краски являются самыми дешёвыми из красок, подходящих для патинирования, но они же и обладают самыми худшими свойствами. Алкидные краски рекомендуется применять исключительно в тех случаях, когда поверхность, подлежащая патинированию, находится на открытом воздухе и имеет большую площадь (в этом случае при использовании красок на алкидной основе можно будет очень хорошо сэкономить).
Фактурные. Фактурные краски идеально подходят, если дизайнер помещения хочет придать кованым материалам визуальные шероховатость и матовый оттенок, в остальных случаях лучшим решением будет воспользоваться другими видами красок.
Молотковые. Молотковые краски придают кованому изделию эффект побитости, визуально “разбивая” изделие на осколки. Молотковые краски идеально подойдут для кованых изделий, использующихся в помещениях, оформленных в авангардном стиле, но их предпочтительно использовать только в помещении – на воздухе они быстро теряют свои свойства.
Порошковые. Порошковые краски обладают практически идеальным набором свойств – они достаточно долговечны, качественны и стоят относительно недорого, однако такие краски имеют одно существенное ограничение по применению – порошковые краски можно использовать только для покраски кованых изделий, не подвергавшихся ранее сварке или монтировке.
Электростатические. Из всех вышеназванных видов красок именно электростатические краски обладают наилучшим качеством, но за такие свойства приходится дорого платить.
Покрасив кованое изделие в основной цвет и подождав, пока краска окончательно высохнет, можно приступать непосредственно к патинированию. Патинирование, как правило, проводится на контрасте:
Нанесение патины на кованый металл осуществляется тремя способами, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками и применяется при определённой ситуации.
Нанесение патины при помощи сухой кисти. Мастер берёт кисть и забирает ею как можно меньшее количество краски, некоторое количество которой затем истирается об специальную деревянную дощечку. Так мастер добивается эффекта незаметности следа, оставляемого на металле краской. Мастер хаотично проводит кистью по патинируемой поверхности в разных направлениях, в результате чего создаётся узор, оставляющий впечатление, что через основной цвет металла проглядывает слой какого-либо благородного металла.
Нанесение патины при помощи перчаток. При использовании данного метода мастер надевает на руки по две перчатки (сначала резиновые, а потом хлопчатобумажные), берёт в ладони немного патины, растирает её и наносит на патинируемую поверхность, не забывая при этом наносить краску более интенсивно в том месте, где требуется сделать акцент.
Художественная роспись металла. Художественная роспись кованого металла предполагает использование мастером несколько видов патины, имеющих разные оттенки (достаточно часто эти оттенки контрастируют между собой). Нанося разные виды патины в разные места поверхности, мастер придаёт металлу визуальные форму и объём.